Клуб «Президент Каменного острова» почитателей Вильяма Козлова Клуб «Президент Каменного острова»

20.02.2013

Фильмы Вильяма Козлова - 2

«Солнце на стене»

Телевизионный фильм-спектакль в 2-х действиях производства студии Центрального телевидения, 1970 г.

Режиссер Константин Худяков

Телевизионный режиссер Тамара Татарашвили

В ролях:

Виталий Соломин («Летучая мышь» 1978, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979-1986), Татьяна Конюхова («Карьера Димы Горина» 1961), Тамара Дегтярёва («Вечный зов» 1973-1983).

Сценарий Вильяма Козлова по его одноимённому роману. Тематически – продолжение повести «Я спешу за счастьем». Герои фильма работают на паровозоремонтном заводе (ПВРЗ в то время – одно из главных градообразующих предприятий Великих Лук). 

Если в 50-60-е годы актуальной темой художественного творчества было восстановление разрушенной войной страны («Я спешу за счастьем»), то к началу 70-х популярной стала производственная тема. Именно такие сценарии легко проходили горнило худсоветов кино- и телестудий и получали одобрение на экранизацию. Телеспектакль «Солнце на стене» о молодых людях 60-х годов, о том, что их волнует и радует, о противоречивых характерах, о мужской дружбе и о любви. Главный герой Андрей Ястребов (Виталий Соломин) работает слесарем-арматурщиком на заводе и заочно учится на историческом факультете университета. Судьба сталкивает его с врачом Мариной (Татьяна Конюхова), студенткой Олей Мороз (Тамара Дегтярёва), инженером Вениамином Тихомировым. Они любят, спорят, ошибаются. 

Основная линия сюжета противопоставляет двух героев-антиподов - романтика Андрея Ястребова и прагматика Вениамина Тихомирова. Ястребов обвиняет Тихомирова в карьеризме и в том, что проект реконструкции цеха без остановки производства предложен им не столько ради экономии полумиллиона рублей заводу, сколько ради собственного продвижения по службе и получения квартиры. Правда, если в романе Андрей предлагает свой альтернативный, более оптимальный проект реконструкции цеха, то в фильме он никак не проявляет себя на производственной ниве. Просто этакий критик-нигилист, боящийся перестать уважать себя, если уступит требованиям Тихомирова обращаться к нему на «Вы» в присутствии других рабочих цеха. Не забыта в фильме и роль комсомольской организации в лице секретаря комитета завода, пытающегося примирить противников. Тихомиров упрекает Андрея в том, что он разбрасывается – с одной стороны учится на заочном отделении исторического факультета, а с другой – не собирается оставлять свою рабочую профессию. Зритель вправе ожидать объяснения этой странности в образе Ястребова. Как известно, в художественном произведении не должно быть ничего случайного, все детали должны работать на главную идею. Но это «чеховское ружьё» до конца пьесы так и не стреляет. Вообще, производственная сюжетная линия так и не получает логического завершения. Зритель остаётся в неведении, чья же позиция – «хорошего» или «плохого» героя - вернее. 

Вторая сюжетная линия – любовная. Андрей Ястребов регулярно встречается с врачом Мариной, влюблённой в него, но не отвечает ей взаимностью – относится к ней прохладно. Поняв, что Андрей предпочитает ей Олю Мороз, Марина уступает ухаживаниям его приятеля - Вениамина Тихомирова. Неясно только, на что в этой ситуации обижается Андрей. На то, что Марина для него уже потеряна, а новый предмет любви – Оля Мороз – влюблена в своего преподавателя? Из фильма нельзя понять, какими качествами новая девушка Андрея превосходит свою предшественницу. Влюблённая Марина долго и безропотно терпит пренебрежительное отношение со стороны Андрея и даже после разрыва повторяет, что любит его и не станет выходить замуж за Вениамина, если Андрей не захочет этого. Но Андрей отвечает, что не любит и никогда не любил её. Душевные же качества Оли Мороз остаются за кадром и в фильме никак не раскрыты. Возможно, она интересна герою по причине своей недоступности - запретный плод всегда сладок. Впрочем, не заметно больших усилий Андрея, прикладываемых к её завоеванию, и непонятно, что подвигло Олю в конце концов оставить преподавателя.

Фильму явно не хватает динамики, сцены сильно затянуты, отягощены длинными паузами. Герои двигаются и разговаривают словно в полусне. Даже когда Оля Мороз, жалея Андрея, обращается к нему: «Хочешь, я тебя поцелую?», - ни в её голосе, ни в лицах актёров при всём старании нельзя отыскать ни малейших эмоций! Автор попытался оживить действие юмором, но даже забавные реплики героев («Маленькая рыбка, жареный карась, где твоя улыбка, что была вчерась?», «Слыхал? Без высокой производительности геройский поступок недействителен!», «Даже если она не придёт, я всё равно буду ждать её до утра. – Не забудь, одень тулуп, утром обещали заморозки», «Какое лекарство? Карболен? Нет, мама, нафталин!» и т.д.), к сожалению, не спасают картину в целом. Скорее всего, причина в плохой режиссуре. Видимо, этим и объясняется то, что спектакль крайне редко шёл по телевидению. 

Для Виталия Соломина эта роль в кино далеко не первая, но он ещё не имеет успеха, какой получит после участия в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Зато Татьяна Конюхова, играющая в фильме девушку Андрея Ястребова – Марину – уже очень известная актриса. О её популярности говорит эпизод в фильме «Москва слезам не верит», когда она на несколько мгновений появляется в кадре на «звездной» фестивальной лестнице. Провинциальные девчонки смотрят на неё с восторгом, не веря своему счастью: перед ними улыбающаяся, прекрасная Татьяна Конюхова, которую они до этого видели только на экране. Героиня Ирины Муравьевой, буквально задыхаясь от восторга, восклицает: «Конюхова! Обожаю!..» Музыку к телеспектаклю написал ленинградский композитор Леонид Балай, близкий друг Вильяма Козлова. Леонид не раз выручал друга, в том числе, когда тому требовалось куда-то пристроить собаку, уезжая в загранкомандировку. В рассказе «Брат мой меньший» Вильям Козлов описывает душещипательную сцену, когда он уезжает на такси, оставив своего любимого эрдельтерьера Карая Лёне Балаю. Леонид Балай трагически погиб в октябре 1991 года.

Посмотреть телеспектакль в Интернете можно по ссылке:

http://www.smotriru.ru/publ/russkie_drammy_melodramy_smotret_onlajn/solnce_na_stene_1970/23-1-0-9214

 

Оля Мороз (Тамара Дегтярёва) и Андрей Ястребов (Виталий Соломин)

Марина (Татьяна Конюхова)

Андрей Ястребов (Виталий Соломин) и Саня Шуруп (Герман Качин)

Вениамин Тихомиров (Александр Вилькин)

 Назад


Клуб «Президент Каменного острова»

сделано в Logic Systems