Клуб «Президент Каменного острова» почитателей Вильяма Козлова Клуб «Президент Каменного острова»

О книге

Повесть Вильяма Козлова «Президент Каменного острова»

Каменный остров и усадьба Межутоки
Каменный остров и усадьба Межутоки.
Фото автора, 2008 г.

Старинная усадьба Межутоки и озеро Островито стали ареной событий замечательной повести ленинградского писателя Вильяма Козлова «Президент Каменного острова». Вильям Федорович родился на станции Куженкино Бологовского района и до шести лет жил там, после чего семья переехала в Великие Луки. В начале лета 1941 года он приехал на каникулы к бабушке в Куженкино. Здесь его и застала война, здесь он видел взрывы немецких бомб и слышал свист осколков. В конце войны Вильям Козлов вернулся в Великие Луки, учился, работал, перепробовал много профессий, даже артиста драмтеатра. Поступил в областную газету «Великолукская правда» фотокорреспондентом, писал заметки и статьи. В 1955-м  был послан на учебу в Ленинград на факультет журналистики Высшей партийной школы, а после его окончания в 1959 году приглашен в газету «Вечерний Ленинград», где печатал очерки и рассказы. Каждый год летом он приезжал в дом своей бабушки в Куженкино, чтобы поработать над книгами и порыбачить на местных озерах.

Тут-то, на озере Островито, что в двадцати километрах от Куженкино, он и познакомился с ребятами из Бологовского детского дома №3 в Межутоках, о которых решил написать повесть. До этого у него уже вышло несколько детских книжек. Первый сборник рассказов «Валерка-председатель» появился в 1960 году. За ним последовали повести «На старой мельнице» (1961), «Юрка Гусь» (1962), «Я спешу за счастьем» (1963) и «Копейка» (1963). В 1963 году Вильяма Козлова приняли в Союз писателей СССР. Автору было 30 с небольшим. Вот на этой-то волне молодости и успеха, вкуса к жизни и ощущения взаимности от нее и был написан «Президент Каменного острова», что невольно чувствуется, когда читаешь повесть.

«Президент Каменного острова» - книга об островной пионерской республике, в которой проводят свои летние каникулы ребята из детдома. В центре событий - Каменный остров на озере Островито. На берегу напротив него - детский дом, расположенный в старинной усадьбе (в жизни это усадьба Межутоки). Соседняя с озером деревня Ильятино в повести переименована в Островитино, а озеро - в Островитинское. У республики на Каменном острове, состоящей из детдомовских ребят, есть свой президент, признанный лидер Сорока. В республике почти военная дисциплина. Мальчишки с острова усиленно занимаются закалкой, дружат с шефами – военными летчиками, мечтают попасть в космонавты, ищут на острове могилу героя Гражданской войны Смелого, разыскивают его правнука. А еще борются с браконьерами, которые ловят рыбу сетями и глушат толом. Дело доходит даже до «морского» сражения на озере между деревенскими и интернатскими, которое чуть было не стало последним для Президента.

Сокращенный вариант повести «Президент Каменного острова» печатался в «Пионерской правде» с 28 июля и почти до конца 1964 года. Тираж газеты составлял 14 миллионов экземпляров. Ее выписывали практически в каждой семье, где были дети пионерского возраста. Очередной выпуск газеты с продолжением повести с нетерпением ждали миллионы читателей, причем, не только дети. Вечером «Президента» читали вслух на кухне всей семьей. На переменах в школе обсуждали содержание вчерашнего номера и гадали, как будут развиваться события дальше. По повести писали сочинения. Автора наперебой приглашали на встречи с читателями. Вильям Федорович рассказывал, что в редакции ему показывали комнату, где все стеллажи были заняты стопками писем в газету, их было больше миллиона. Читатели требовали писать продолжение, а также сообщить, как найти это место, чтобы завести переписку с ребятами из интерната, а во время летних каникул посетить их всей пионерской дружиной. Требования были столь настойчивы, что, отвечая читателям газеты, Вильяму Федоровичу пришлось указать точные координаты места, описанного в повести.

В том же 1964 году полный вариант повести вышел отдельной книгой. В издательстве «Детская литература» вели статистику по числу восторженных читательских отзывов. Книга «Президент Каменного острова» долгое время прочно занимала одно из первых мест, поэтому выдержала множество переизданий, в том числе за рубежом, общим количеством более миллиона экземпляров. Ее можно найти в любой районной библиотеке. В свое время книга зажгла и автора данных заметок. Именно потому вы сейчас и читаете эти строки.
Ответ Вильяма Козлова читателям «Пионерской правды» в номере за 15 января 1965 г.

Конечно, секрет успеха книги отнюдь не в исключительной «правильности» ее главных героев. Случайно или нет, но автор использовал сразу несколько беспроигрышных рецептов, делающих произведения приключенческого жанра бестселлерами.

Во-первых, это таинственность, окутывающая происходящее на острове на протяжении всей книги. Это заинтриговывает читателей («Кортик», «Бронзовая птица» А. Рыбакова).

Во-вторых, - наличие сильных главных героев (не только положительных), заслуживающих уважения, – Сороки и поначалу отрицательного Гарика. Это нравится всем (фильм «Белое солнце пустыни»).

В-третьих, дружная команда, отстаивающая идеалы добра в борьбе с сильным противником. Это любят мальчишки («Три мушкетера» А. Дюма, «Тимур и его команда» А. Гайдара).

В-четвертых, главная героиня Аленка имеет возможность выбирать между двумя достойными претендентами на ее сердце - Гариком и Сорокой - и не торопится это делать. Это обожают девчонки («Сердца трех» Д. Лондон).

Миллионы мальчишек завидовали белой завистью героям книги, имеющим большую цель, серьезное дело. У ребят все как у взрослых, но без их вмешательства. У них своя территория (озеро и его окрестности) и крепость (остров). Они управляют моторкой, ныряют с высокого берега, плавают с ластами, маской, трубкой и даже аквалангом. Да еще и военный вертолет, прилетающий к ним!

То, что делают мальчишки с острова, не воспринимается скучным назидательным примером, как «вести себя хорошо». Никого из чужих не тянут в республику Каменного острова, напротив, настоятельно рекомендуют не совать нос в чужие дела. А все запретное притягивает (даже хорошее)!

Задача художественного произведения – всколыхнуть весь диапазон чувств читателя, заставить его не только смеяться, но и переживать и даже плакать. Для этого закон жанра обязывает автора кого-нибудь убить. Кого-то, кого читателю будет до слёз жалко. Но, конечно же, не главного героя, это слишком жестоко по отношению к читателю. В нашем случае погибает лось, загнанный браконьерами в трясину. Невозможно оставаться равнодушным, когда читаешь описание последних минут жизни этого гордого животного. Президент же, оказавшись на краю гибели, чудом остается жив (вновь «Белое солнце пустыни»).

Красивой развязкой заканчиваются и поиски правнука героя Гражданской войны Смелого, которого ребята разыскивают по всей стране. В конце книги он вдруг обнаруживается совсем рядом, причем, совершенно неожиданно для всех, в том числе и для себя самого.

Удачным приемом является и то, что повествование ведется от лица мальчика Сережи, приехавшего с сестрой и отцом из Ленинграда, личности отнюдь не героической, но оценивающего происходящее объективно и с достаточной долей юмора («Очень страшная история» А. Алексина).

Ну и, наконец, «хэппи-энд» и прекрасный легкий слог, которым написана повесть.

В 1979-м году Вильям Федорович Козлов выполнил требование читателей – написал продолжение «Президент не уходит в отставку». Действие повести происходит уже в Ленинграде. Читатель встречается с повзрослевшими Сорокой, Гариком, Аленкой и Сережей. Соответственно, и рассчитана книга на читателей уже не младшего и среднего, а старшего школьного возраста, хотя героев волнуют всё те же проблемы – дружба, любовь, справедливость, добро и зло. К сожалению, во второй книге автор не воспользовался удачными приемами, опробованными в первой. Продолжение «Президента» уже нельзя отнести к приключенческому жанру. Нет тайны, интриги. Нет великой цели. Испытываешь некоторое разочарование, узнав, что главный герой Тимофей Сорокин не стал героем-космонавтом, а, отслужив в армии, работает автослесарем на станции техобслуживания, хотя и учится на вечернем отделении лесной академии. Герои как-то уж слишком нарочито делятся на чисто положительных (Сорока) и презренных отрицательных (Боб и его компания). Жаль, что «генерал» Сорока остался без верного ему войска и борется с «плохими» в одиночку, если не считать помощи Гарика. Повествование ведется не от лица Сережи, а от автора, и слегка потеряло прежний чудесный юмор. Одна Аленка остается верной себе и до последней страницы продолжает метаться между старыми претендентами на ее сердце и добавившимися к ним новыми. Тем не менее, юные читатели, полюбившие «Президента», с благодарностью восприняли и продолжение.

В новой книге «Сотвори себя», изданной в 2004 г. в Великих Луках, Вильям Федорович решил своего героя, выросшего в детдоме, спустя годы вернуть в те же края - на озеро и Каменный остров. Главный герой Артем Леонтьев, военный летчик, раненый в Чечне и демобилизованный из армии, возвращается на свою малую родину и становится егерем, борется с браконьерами и бандитами. В этом ему помогает лучший детдомовский друг Иван Сорокин. В образе писателя Виктора Ивановича Степанова узнается сам автор, устами героя высказывающий свои бескомпромиссные взгляды на нашу нынешнюю жизнь. Вильям Федорович давно не бывал в Межутоках, с конца 70-х он проводил летние месяцы в маленькой деревушке Прудок под Великими Луками, где продолжал писать. Поэтому и прототипами героев романа "Сотвори себя" стали тамошние жители и работники расположенной там же турбазы. Лишь географически события перенесены на Каменный остров. Одна из основных тем романа, которой уделено достаточно много внимания, проблема отношений мужчины и женщины, пожалуй, уже не позволяет рекомендовать эту книгу читателям «пионерского» возраста…

После «Президента Каменного острова» Вильям Козлов написал еще около полутора десятков книг для детей и более двух десятков «толстых» взрослых романов. Читатели с нетерпением ждали его новых книг. И, тем не менее, он сам считал, что «Президент Каменного острова» - самая большая его удача.

Эстафету произведений, адресованных юношеству, принял от Вильяма Федоровича его сын, Юрий. В 1979 году была напечатана первая повесть 26-летнего автора «Изобретение велосипеда», вслед за которой последовали «Воздушный замок» (1984), «Качели в Пушкинских горах» (1984) и, наконец, роман «Пустыня отрочества» (1988).

Эти ранние вещи Юрия Козлова с одной стороны имеют много общего с книгами отца, с другой - немало в них и отличий. Уже в первой повести виден хороший профессиональный слог. Чувствуется писатель во втором поколении. Причем, в данном случае природа не собралась отдохнуть, как это часто бывает с детьми талантливых людей. Стиль, слог, глубина психологических портретов, зарисовки натуры – выше всяких похвал. Отличие в другом – в материале. Герои повести «Изобретение велосипеда» - уже не воспитанники провинциального детдома конца 50-х – начала 60-х, а десятиклассники ленинградской элитной школы с преподаванием ряда предметов на английском языке 69-го года. Ни сильных героев, ни высоких идей, ни сюжета как такового. Книгу можно отнести, пожалуй, к психологически-бытовому жанру. Самая значительная цель, занимающая головы героев – не провалиться в институт, чтобы не угодить в армию. На втором месте не любовь или влюбленность, а лишь игра гормонов. Восторг от первых самостоятельных шагов в виде трехдневного прогула школы. (Ох, уж эти столичные неженки из элитных английских спецшкол! Думаю, многие могут похвастать такой «самостоятельностью» в гораздо более раннем возрасте.) Впрочем, к концу 70-х писать «правильных» героев, как, например, Тимур Гайдара или Президент Козлова, стало считаться моветоном.

Роман «Пустыня отрочества», которым Юрий Козлов завершил этап написания книг для юношества, без сомнения, серьезный шаг в отношении сюжетной изобретательности и писательского мастерства. Пожалуй, эта вещь наиболее близка «Президенту». Здесь и команда (главный герой Тимоша и его лучшие друзья Костя, Библиотечник и Герман Лаубе), и битва с врагом (бандой Карлыева с соседней улицы), и юношеская влюбленность без пошлости. Есть у героев и своя территория (Катерининская улица Ленинграда) и свой «остров» - крыша дома. Казалось бы, есть у героев и великая цель – создание всемогущей в масштабах всего города империи – Катерининской Гегемонии. И эта цель достигнута. Но в отличие от республики Каменного острова, жители которой совершают реальные поступки с реальными целями (закалить себя, спасти лося, дать отпор браконьерам, разыскать внука героя), великая Гегемония - создание абстрактное (титулы, регалии, привилегии, интриги, величие ради величия). Если повесть о Президенте заканчивается светлым ощущением, что все будет хорошо, лучшее впереди, то в «Пустыне» взлет и расцвет Гегемонии завершается ее крахом. Герои повести о Президенте просты, естественны и оптимистичны, тогда как герои Юрия Козлова, отягощенные неестественным для их возраста знанием и жизненным опытом, грустны и неизбывно одиноки. Жаль, что в книге нет героя, в которого как в Сороку, пускай и нереально положительного, влюбилась бы сотня тысяч юных читательниц. И, тем не менее, читать «Пустыню отрочества» интересно. Это так знакомо по детству: команда друзей, крыша дома, романы о рыцарях и мушкетерах, титулы графов и баронов, знамена, гимны, гербовые печати, вырезанные из ластиков, даже выпуск денег своего государства, шайка «карлыева» с соседней улицы, школьная любовь. Есть в этом романе и настоящее предвидение. Роман написан в 1984 году, но в нем присутствует аббревиатура СНГ, а абстрактная Гегемония с ее титулами, привилегиями и интригами весьма напоминает нынешнее государство, возникшее на обломках страны нашего детства.

После юношеских произведений Юрий Козлов перешел на взрослую прозу, попробовал себя в жанре политического детектива, фантастики (больше психологической, нежели научной), эзотерики. Некоторые критики считают его одним из лучших современных русский писателей. Однако, все его герои - ужасно одинокие, несчастные и часто слабые люди, придавленные жизненными обстоятельствами, брошенные женами, наблюдающие картину умирания своей страны и занимающиеся постоянным самокопанием. Жанр его последних романов («Проситель», «Реформатор», «Закрытая таблица») определить сложно, скорее это «футуро-политический роман-катастрофа». Если автор действительно обладает способностями провидца, то нас ждут печальные времена, во что, кстати, верится легко. Вообще, за книги Юрия Козлова, особенно последние, можно браться, только имея приличный запас оптимизма, - чтение его пополнению не способствует. По сложности восприятия их сравнивают с манерой Кастанеды. Все это, с одной стороны, объясняется понятным честолюбивым желанием автора изобрести новый жанр, с другой – опять же вполне понятным ужасом за будущее, охватывающим любого порядочного человека, заглянувшего за ширму официальной жизни нашей политической элиты. Дело в том, что Юрий Козлов с 1995 года на государственной службе: сначала начальник отдела Госдумы РФ по связям с прессой, а с 2003 года в аппарате Совета Федерации России - замначальника аналитического управления, затем руководитель пресс-службы. Если вдруг из-под его пера выйдет оптимистическая вещь, это можно будет считать знаковым событием - в стране что-то изменилось к лучшему.

Так что, «Президент» все-таки ушел в отставку?

В 1997 году (а это уже было время жвачки, чипсов, засилья японских и диснеевских мультиков) в Волгограде было проведено исследование. Анкеты раздавались читателям сельских библиотек от 10 до 13 лет. На вопрос: «Считаешь ли ты, что телевидение может заменить библиотеку?» положительный ответ дали 11% («Когда в библиотеке нет интересных книг», «Там все понятней, а книгу надо читать и думать»). 87% ответили на этот вопрос отрицательно: «Читать интересней, чем смотреть телевизор», «По телевизору можно смотреть только то, что там идет, а в библиотеке можно выбрать книгу, какую хочешь», «Потому что по телевидению мало познавательных программ». Оказалось, чаще всего в библиотеках брали Пушкина. Среди любимых современных книг чаще всего назывались: Медведев «Баранкин, будь человеком!», Романова «Дайте кошке слово», Троепольский «Белый Бим Черное ухо», Лагин «Старик Хоттабыч», Железников «Чучело», Драгунский «Денискины рассказы», Козлов «Президент Каменного острова», Некрасов «Приключения капитана Врунгеля». Из зарубежных упоминались Вестли «Папа, мама, грузовик и я», книги Сетона-Томпсона о животных, Берроуза о Тарзане, «Маугли» Киплинга, романы Дюма и Купера.

Это говорит о том, что даже в самые «неромантические» времена есть люди, которым нужен «Президент». Вряд ли эта книга сделает из Мишки Квакина Тимура, а из Свища Сороку. Зато юному рыцарю со светлой душой и добрыми помыслами она подскажет, что он на верном пути. Соотношение хороших и скверных людей в мире остается примерно постоянным с древних времен и до наших дней, и почти не зависит от географической точки, социального строя, уровня жизни и прочих факторов. Невозможно найти страну, город или деревню, где не было бы способных нагадить в лифте, бросить камень в собаку, украсть, обмануть. С порядочными несколько сложнее, и часто им бывает невыносимо в ином окружении. Но если человек берет в руки книгу Вильяма Козлова, - яркий луч солнца пробивает свинцовые тучи. Рядом плечо Президента и сплоченные ряды граждан республики Каменного острова. И лучшее, конечно, впереди!

Удачи! Ваш Алексей Матвеев, 2006 г.

P.S. Подробнее о том, как была написана повесть "Президент Каменного острова" и кто явился прототипами её героев, читайте на страничке "Хроника" в сюжете "Как рождался "Президент Каменного острова"" от 16.04.2014 г. или в книге А. Матвеева "История "Президента Каменного острова"" (см. страничку "Книжная лавка").


Клуб «Президент Каменного острова»

сделано в Logic Systems