Клуб «Президент Каменного острова» почитателей Вильяма Козлова Клуб «Президент Каменного острова»

26.04.2018

Литовский курган в Старом Березае

Если на спутниковом снимке в интернете отыскать дорогу от трассы Москва-Петербург до Ильятино, - заметно, что её начальный и конечный участки лежат на одной прямой, словно проведённой по линейке, а середина представляет два зигзага – один поменьше, другой большой. С большим зигзагом всё просто, – дорога огибает бывшую ракетную «точку». А с меньшим интереснее, - дорога огибает небольшую сопку у Старого Березая, которую местные жители испокон веков называли «Литовский курган». С курганом связана мрачная история.

Литовский курган у села Старый Березай. Фото 2008 г.

Дорога сначала была грунтовая, а в конце 70-х годов процветающий Ильятинский зверосовхоз решил её заасфальтировать. Перед тем, как класть асфальт, дорогу стали выравнивть. Какой-то тракторист попробовал для этого зачерпнуть песка из Литовского кургана, что был рядом, но ковш вывернул вместе с землёй человеческие кости и черепа. Новость быстро облетела окрестности. Первыми к кургану сбежались березайские и ильятинские пацаны. Один из тех ильятинских мальчишек, Андрей Балашов, рассказывал мне, как они бегали по улицам с черепами в руках и пугали девчонок: «Отдай моё сердце!»

Брать песок из кургана запретили, но растащенные мальчишками черепа ещё долго валялись по округе. Альбина Афанасьевна из Старого Березая рассказывает, что она собирала их и заново хоронила в кургане. По её словам черепа были пожелтевшие от времени, но зубы у всех - целые и белые, что означало, что эти люди умерли молодыми. Обычно так бывает на войне. К сожалению, Альбина Афанасьевна не запомнила, имели ли черепа следы смертельных ударов сабель или топоров.

История этого захоронения остаётся загадкой. Время всегда стирает подробности событий многовековой давности. Два-три поколения потомков ещё помнят рассказы дедушек и бабушек, а у последующих эти рассказы заслоняются их собственными проблемами, более для них значимыми. Другое дело – географические названия. Они живут долго, до тех пор, пока люди населяют данную местность. Пример – гидронимы, названия рек и водоёмов. Девяносто процентов названий рек и озёр запада и средней полосы России имеют угро-финское происхождение. Давно уже угро-финны, первыми пришедшие на эти земли, вытеснены славянами на восток, ан нет – мы до сих пор пользуемся названиями, которые они дали рекам и озёрам - Шлина, Мста, Цна, Двина, Ока, Волга, Москва, Клязьма, Шлино, Вельё и прочие, совершенно не понимая значения этих слов. Ну, Березайкой здешнюю речку назвали, конечно, наши предки-славяне.

Это объясняется тем, что географические названия для людей гораздо важнее каких-то историй давно минувших дней, потому что помогают им решать насущные жизненные проблемы. «Откуда столько грибов тащишь?», - «Да на Крушинов рог ходил». «Куда пойдём сети ставить?», - «На Немегу, куда же ещё!» «Ты почто косил на моём покосе за Литовским курганом?» и т.д. Даже человек, случайно занесённый судьбой в данную местность, быстро усвоит эти названия, хотя и бессмысленно спрашивать у него, откуда они взялись. Так что можно смело верить народной памяти, - курган не зря зовут Литовским. Возможно, здесь лежат погибшие участники польско-литовского нашествия Лжедмитрия II в 1608 году.

Это не единственное место в Бологовском районе, связанное с литовскими «гостями». В 15 километрах северо-восточнее Бологое недалеко от озера Кафтино есть деревня Ригодищи. Там народная молва тоже хранит рассказы о «Лютовском разорении». Будто бы местные жители бились насмерть с литовским отрядом захватчиков. Население деревни любит брать чистый песок для строительных работ рядом с небольшим холмом, и часто находит там человеческие черепа и кости, черепки глиняной посуды и самое главное - литовские монетки. Рассказывают, что однажды нашли даже маленькую, около полуметра длиной, литую чугунную пушечку. Находку собирались отвезти в Бологовский городской музей, но не успели, - украли. «Маленькая пушечка» называется пищаль. Пушки и пищали сначала лили только из меди, а в конце XVI века научились лить из чугуна. Если пищаль в Ригодищах и правда была чугунная, то она могла попасть сюда как раз в начале XVII века, в «смутное время», когда польско-литовским полчищам удалось разбить русское войско и усадить на московский престол Лжедмитрия II.

Так что всё сходится к тому, что Литовский курган у Старого Березая действительно является захоронением польско-литовских оккупантов. Но странность в том, что ни у литовцев, ни у поляков не было традиции насыпать над могилами курганы. Такая традиция была только у скифов и сарматов, населявших Причерноморье. Зато по всему валдайскому краю разбросаны сопки - сельские кладбища славянских поселенцев VII-IX веков, расселявшихся от Новгорода на восток и осваивавших здешние земли. До принятия христианства язычники-славяне не хоронили умерших в земле, а сжигали на костре. Складывали помост из брёвен, клали на него тело усопшего и предавали огню. Когда костёр прогорал, забрасывали кострище землёй. Если умирал следующий соплеменник, его тело сжигали на этом же месте. С годами вырастала сопка, представляющая собой чередование слоёв золы и дёрна.

Погребальный костёр славян

С принятием Русью в IX веке христианства славяне стали хоронить покойников в земле. Но первое время хоронили на прежних местах – в погребальных сопках. Причём, у славян была традиция бросать в могилы черепки разбитой посуды. Вот и то, что жители Ригодищ находят в земле рядом с холмом не только кости, но и черепки глиняной посуды, говорит о том, что это древнеславянская сопка, в которой позже оказались захоронены литовские воины. То, что в могиле в Ригодищах нашли чугунную пищаль, - довольно странный случай. Кто бы ни хоронил погибших на поле битвы – свои или чужие, их оружие обычно забирали себе, поскольку оно было слишком ценной вещью, чтобы зарыть его в землю. Лишь в тех случаях, когда воинского начальника хоронила его дружина, могли положить с ним в могилу и его личное оружие. Но таких военачальников обычно не хоронили в общих могилах. 

Польские крылатые гусары в Московии XVII в.

Польская Шляхта в русской деревне. Худ. Юрий Каштанов

Польский крылатый воин.  Худ. Юрий Каштанов

Русский воевода.  Худ. Юрий Каштанов

Оборона Новгорода. 1611 г. Гравюра XVIII в.

Больше тысячи лет простояла древнеславянская погребальная сопка у Старого Березая. Четыреста лет прошло с тех пор, как в ней захоронили непрошенных литовцев. Никто не тревожил их прах. Даже в советские годы воинствующего атеизма, когда рушили церкви, - кладбища без веской причины старались не трогать. В 60-е годы, когда прокладывали эту дорогу, её пустили в обход сопки. Правда, в конце 70-х тракторист-неуч повёл, было, на неё свой бульдозер, а глупые мальчишки сдуру растащили черепа по окрестностям. И всё же одумались люди, вновь оставили сопку в покое.

Но в новом тысячелетии всё смешалось на Руси, пришли к власти люди, у которых в душе ничего святого. Бывший глава администрации Выползовского поселения Дмитрий Вдовых в 2011 году продал 25 соток земли у самой погребальной сопки под строительство жилого дома. А что? Место хорошее – рядом с дорогой, подъезд прекрасный, и электричество не нужно далеко тянуть. И вот встал у сопки красивый металлический забор, и вырос за ним внушительный блочный особняк с башенкой.

Ну, что же, остаётся пожелать счастливой жизни и тому, кто продавал кладбищенскую землю, и тем, кто будет здесь жить…

 Литовский курган у села Старый Березай. Фото 2018 г.

 Назад


Клуб «Президент Каменного острова»

сделано в Logic Systems