Клуб «Президент Каменного острова» почитателей Вильяма Козлова Клуб «Президент Каменного острова»

08.07.2013

Аудиокниги Вильяма Козлова

Любой Интернет-поисковик на имя Вильяма Козлова или название одной из его книг выдаст массу ссылок, предлагающих скачать тексты его произведений в электронном виде.

Никто никогда не убедит меня в преимуществах электронной книги перед  бумажной, если речь идёт о художественной литературе, то есть литературе для души. Возможно, электронная книга удобна как учебник, пособие или справочник, вмещая содержимое нескольких толстых томов. Представить же чтение с экрана компьютера или планшета какой-нибудь из своих любимых книг я категорически не могу. В детстве меня приводил в восторг даже запах книги – и новой, и старой (к сожалению, с возрастом это ощущение прошло). А обложка, иллюстрации? В детстве любая попавшая в руки книга первым делом пролистывалась на предмет картинок, а потом уже читалась от одной картинки к другой. С «Президентом Каменного острова», «Тремя мушкетёрами», «Робин Гудом» и детской фантастикой Садовникова и Мелентьева я не расставался нигде. Даже отправляясь в пионерский лагерь, запихивал их в чемодан. С потерями, потрёпанные, они прошли со мной до дня сегодняшнего. Иногда, взяв с полки книжку, я вспоминаю, что это пятно посадил на страницу, уплетая булку с вареньем, а эту обложку сломал, когда, не в состоянии прерваться на интересном месте и не в силах устоять перед уговорами друзей, засунул книжку под ремень, оседлал велосипед, и мы помчались на пляж. Может ли электронная книга подарить такие воспоминания? Конечно, нет! Пожалуй, электронная книга годится только если нет возможности разыскать настоящую. Как говорится, за неимением гербовой пишут на простой.

Примерно так же я относился и к аудиокнигам. Их близкие родственники - радиоспектакли – были популярны в те далёкие времена, когда телевизоры в домах были редкостью. Но как только советская промышленность приступила к массовому выпуску телевизоров, а потом ей на помощь пришли Япония с Кореей и Китаем, на радиостанциях остались только новости и музыка. Ведь, как известно, порядка 70 процентов информации человек воспринимает глазами, и только оставшиеся 30 – ушами. Поэтому люди предпочли радиоспектаклям фильмы. В наше время мы все куда-то спешим и стараемся использовать время эффективно, даже дома. Когда смотришь телевизор, заняты все твои главные органы чувств – и глаза, и уши, поэтому вроде бы полностью при деле. Когда же слушаешь аудиокнигу, то будто бездельничаешь – сидишь в кресле и смотришь в потолок. Кроме того, 600-страничный роман, будучи экранизированным, отнимет у зрителя не больше двух часов времени, а прослушивание его аудиозаписи – все 28. Поэтому аудиокниг дома никто не слушает. Другое дело – за рулём.

Недавно по воле судьбы я в течение полугода был вынужден мотаться из Москвы в Бологое каждые выходные, пытаясь отбить у мошенников свои собственные деньги. Намотал за это время двойной годовой пробег. Пять, а то и шесть часов в один конец. И тут я остро ощутил проблему – времени на дорогу уходит много, а проходит оно до обидного скучно. Даже музыка надоедает. Руки заняты, а голова – нет. Когда ведёшь машину, работает в основном спинной, а не головной мозг.

И тогда я обратился к аудиокнигам. Скачал в Интернете несколько книг Вильяма Козлова. Удалось найти следующее:

 

1. Книга  «Дай лапу, дружище!», включающая повести «Брат мой меньший», «Дай лапу, дружище!» и «Хитроумный Джим» (05 ч. 10 м.). Запись 1990 г., читает Виктор Ткаченко.

2. Роман «Волосы Вероники» (17 ч. 47 м.). Запись 1990 г., читает Виктор Ткаченко.

3. Роман «Услышать тебя» (28 ч. 33 м.). Запись 1992 г., читает Светлана Раскатова.

4. Трилогия «Андреевский кавалер»:

- роман «Андреевский кавалер» (25 ч. 27 м.), 1994, читает Светлана Раскатова,

- роман «Когда боги глухи» (28 ч. 52 м.), 2000, читает Юрий Заборовский,

- роман «Время любить» (27 ч. 14 м.), 2000, читает Людмила Ларионова.

 

Первые две вещи озвучены ещё при СССР в рамках госпрограммы по записи аудиокниг. «Услышать тебя» и «Андреевский кавалер» тоже записаны ещё на «излёте» плановой социалистической экономики. Но после 1994 года все подобные программы свернули, и закончить озвучку трилогии «Андреевский кавалер» удалось каким-то чудом лишь в 2000-м.

Все произведения озвучены профессиональными чтецами, видимо, на Гостелерадио. Выбор чтеца – решающий момент для аудиокниги. Замечательно читают Виктор Ткаченко и особенно Юрий Заборовский. Стальной же голос Светланы Раскатовой больше подошёл бы для озвучки команд аварийного самолётного информатора: «Опасная высота!», «Пожар правого двигателя!», «Отказ системы управления!» и т.д. Кроме того, на протяжении всех почти 600 страниц «Андреевского кавалера» она так и не смогла правильно запомнить фамилию одного из персонажей – Супроновича, и через раз именует его Супруновичем. Раздражают и другие мелкие шероховатости.

И тем не менее, я с удовольствием прослушал прочитанную впервые ещё в конце 80-х трилогию. Было вдвойне интересно следить за героями, узнавая среди них самого Вильяма Козлова (Вадим Казаков) и членов его большой семьи Абрамовых (Абросимовых). Имена деда и бабушки Вильяма Козлова – Андрея Ивановича и Ефимьи Андреевны – в романе даже не изменены, лишь художественно героизирована биография деда. Совсем иначе воспринимаешь произведение, хорошо представляя место действия – станцию Куженкино (Андреевка). Вызывает уважение эпохальный масштаб этого произведения Вильяма Фёдоровича – и по охвату исторического периода с предреволюционных лет до восьмидесятых годов, и по географии событий – от провинциальной Андреевки через Ленинград и Москву до Европы, Африки и Соединённых штатов, и по количеству разнообразных типажей героев, внешность и характер которых описаны подробно и колоритно. Очень интересны самобытные монологи некоторых героев, например, деда Тимаша. Само собой, вне всякой конкуренции – зарисовки природы.

Дорога под чтение аудиокниг становится заметно короче, а стиль езды меняется на более спокойный и размеренный. Уже не гонишь 140, вполне хватает 110-120. Меньше обращаешь внимания на подрезающих тебя хамов, не возникает желания «бодаться» с ними. Даже если вынужден отправиться в путь не выспавшись хорошенько, - аудиокнига в отличие от музыки постоянно поддерживает внимание в активном состоянии и не даёт клевать носом.

Словом, очень рекомендую этот вид книг, если вы проводите много времени за рулём или ваш образ жизни может позволить это. Приятного прослушивания!

 Назад


Клуб «Президент Каменного острова»

сделано в Logic Systems