Клуб «Президент Каменного острова» почитателей Вильяма Козлова Клуб «Президент Каменного острова»

18.04.2014

Как рождался «Президент Каменного острова» - 3

ОКОНЧАНИЕ. Начало - в очерках «Как рождался «Президент Каменного острова»» - 1 и -2.

Машинка стучала без устали. Книга писалась на одном дыхании.
Правда, как вспоминает Николай Павлович Бутрехин, Вильям почти никогда не делился своими замыслами, не обсуждал сюжет книги, над которой работал
 
Вильям Козлов (послесловие к роману «Ветер над домом твоим», 1983 г., стр. 588):
«…Мне принадлежит право на новую книгу. Только я один сейчас знаю о ней. Эта книга повсюду со мной. И днём, и ночью. И я верю, что это будет самая лучшая книга. Если я не буду так думать, то я её ни за что не напишу. Я никогда никому не рассказываю о новой работе, не имею привычки читать в кругу знакомых отрывки из ненаписанной книги. Она только моя, а я – её. Этот «роман» между мной и ненаписанной книгой продолжается до тех пор, пока она не написана… А потом я её отдаю людям. Навсегда».
 
Возвратившись из «экспедиции» с острова, Вильям Козлов продолжил писать повесть в Куженкино.
 
Вильям Козлов, повесть «Брат мой меньший» (1977):
«Станция Куженкино всегда была для меня той землей обетованной, где я находил временный покой после разных житейских бурь, остывал, восстанавливал душевное равновесие. Здесь летом жили мои родители, родственники. На чердаке находилась пятиметровая комнатка со сколоченным из сосновых досок столом. На деревянных стенах - несколько незатейливых картин да полка с книгами. Ну, еще с десяток поделок из березового капа, которые я на досуге сделал сам. Здесь мне как нигде хорошо работалось…».
 
 
Дом Вильяма Козлова на станции Куженкино
 
Комната Вильяма Козлова на чердаке дома в Куженкино
 
Когда в октябре зарядили дожди, Козлов вернулся в Ленинград. «Президент Каменного острова» - повесть о лете, о юности, о романтике и оптимизме. Как можно писать обо всём этом, если по крыше, не переставая, барабанит дождь, да и холодновато стало в комнатке на чердаке бабушкиного дома.
 
На этом мы, пожалуй, закончим свою «реконструкцию» событий 1963 года. Быть может, если повезёт, нам ещё удастся разыскать и других прототипов героев «Президента» - Алёнку и Федю Гриба.
 
О том, что о них пишется повесть, не знали и воспитанники детдома. Некоторые из бывших детдомовцев помнят серую «Волгу» Вильяма Козлова, которую он оставлял на территории интерната, пока жил на острове. Директор детдома Василий Васильевич Комаров иногда уезжал на лодке на остров посидеть с писателем у вечернего костра.
 
Вот, какой отзыв на нашем сайте оставил Эдуард Ветошкин с Украины из города Ромны Сумской области:
«С 1960 по 1966 год я воспитывался в детдоме №3. Мы с удовольствием читали повесть в «Пионерской правде». Удивлялись, что события, происходящие в повести, напоминали нашу настоящую жизнь, и только в конце последней главы узнали, что повесть написана о нас, воспитанниках детдома…»
 
А вот, что пишет Елена Всеволодовна Бахорина из Долгопрудного:
«Каждый вечер после ужина наша воспитательница Вера Ивановна Филиппова читала нам газету «Пионерская правда», где печаталась повесть Вильяма Козлова «Президент каменного острова». Каждый раз с интересом ждали продолжения приключений ребят, живущих рядом с Каменным островом, и до конца не осознавали, что книга эта про нас, про детдомовских ребят, волей судьбы живущих на полуострове. Приезд Вильяма Козлова в Межутоки был событием для ребят. Это как глоток совершенно другого воздуха, той жизни, которой были лишены эти дети…  Да, хорошо помню, когда была напечатана повесть, нам в детский дом стало приходить очень много писем со всего Советского Союза. Почти все ребята переписывались с кем-то. Я до сих пор помню девочку Надю Бабичеву из Алтайского края, с которой мы переписывались, посылали друг другу фотографии, открытки. Для нас это было большой радостью - получить письмо хоть от кого-нибудь».
 
КИНО
 
Сразу после окончания «Президента Каменного острова» Вильям Козлов окунулся в новую для себя сферу – кино. Его повестью «Трудный парень», напечатанной в журнале «Нева» (позже вышла отдельным изданием под названием «Я спешу за счастьем»), заинтересовалась киностудия «Мосфильм». За её экранизацию взялся молодой режиссёр Эдмонд Кеосаян, в 1964 году окончивший режиссёрский факультет ВГИКа. На его счету к тому времени были лишь две короткометражки, снятые во время учёбы в институте. Экранизация повести Вильяма Козлова стал его первым полнометражным фильмом. Фильм получил название «Где ты теперь, Максим?».
 
Вильяму Козлову пришлось осваивать новое для него умение писать сценарий, который в силу специфики кино сильно отличается от книжного повествования. В этом ему помог соавтор - Сергей Ермолинский, уже маститый сценарист (например, автор сценария популярного фильма о мальчишках «Друг мой, Колька!», 1961). Действие фильма «Где ты теперь, Максим?» происходит в послевоенных Великих Луках, но за двадцать лет после войны город был уже полностью восстановлен, и подходящую натуру для съёмок – городские развалины – удалось найти только в Калининграде (бывшем Кенигсберге в Восточной Пруссии). Съёмки шли в 1964 году, а премьера фильма состоялась 14 июня 1965 года (более подробная информация о фильме – в очерке «Фильмы Вильяма Козлова – 1» от 20.02.2013).
 
После «Президента Каменного острова» у Вильяма Козлова целых пять лет не выходило ни одной серьёзной книги. Лишь в 1966 году вышли две небольшие книжки - повесть «Идол из старого сундука» о родном доме в Куженкино, посвящённая своему сыну, и тоненькая детская книжка с картинками «Мы уходим из дома». Многие посчитали, что автор исписался и «почил на лаврах». Но в 1969 году вышло сразу две книги, обратившие на себя внимание – детская повесть о войне «Витька Грохотов и его компания» и первый роман Вильяма Козлова «Солнце на стене» о современной молодёжи.
 
Поскольку роман «Солнце на стене» был на актуальную тогда производственную тему, то им заинтересовалась студия Центрального телевидения в Москве, и в 1970 на телеэкраны вышел одноимённый двухсерийный чёрно-белый фильм-спектакль. На сей раз Вильям Козлов посчитал себя уже вполне опытным сценаристом и писал сценарий без соавторов. В фильме участвовал интересный состав актёров, но успеха фильм не имел из-за своей затянутости, практически полного отсутствия музыкального сопровождения и в целом слабой режиссуры (более подробно о фильме – в очерке «Фильмы Вильяма Козлова – 2» от 20.02.2013).
 
Разительным контрастом на его фоне выглядели три серии детского «вестерна» о Гражданской войне, снятых режиссёром первого фильма Вильяма Козлова - Эдмондом Кеосаяном – «Неуловимые мстители» (1966), «Новые приключения неуловимых» (1968) и «Корона Российской империи или Снова неуловимые» (1971). Фильмы были сняты динамично, на цветной плёнке и с великолепным музыкальным сопровождением. Эдмонд Кеосаян получил премию Ленинского комсомола, а сами фильмы побили все мыслимые и немыслимые рекорды просмотров в кинотеатрах.
 
У Вильяма Козлова в это время появилась возможность исправить первую неудачную попытку экранизации романа «Солнце на стене». Он заново переписал сценарий и предложил его на студию Лентелефильм режиссёру Цуцульковскому. Художественный фильм под названием «Чтобы быть счастливым!» вышел на экраны в 1973 году. В фильме снялся и старый друг Вильяма Козлова Николай Бутрехин. Получился неплохой живой фильм на производственную тему с хорошей игрой актёров, замечательной музыкой и душевной песней «Как поймать мне золотую рыбку?». Правда, заметного успеха он тоже не получил (более подробно о фильме – в очерке «Фильмы Вильяма Козлова – 3» от 20.02.2013).
 
Козлов понимал, что по повести «Президент Каменного острова» может получиться великолепный детский игровой кинофильм, особенно, если за дело возьмётся такой мастер, как Эдмонд Кеосаян. Но Кеосаян к тому времени уже по горло насытился темой «Неуловимых», а более серьёзных сценариев ему на «Мосфильме» не предлагали. В результате конфликта Кеосаян покинул киностудию, уехал из Москвы и с 1972 года работал на студии «Арменфильм».
 
Тем не менее, в 1974 году Вильям Козлов написал сценарий по «Президенту Каменного острова» и пытался предлагать его на ведущие киностудии страны. В конце концов, интерес проявила Свердловская киностудия. В течение 74-76 года шла работа по согласованию и доработке сценария с представителями студии. Автор несколько раз переписывал сценарий почти полностью. В итоге работа так и не была завершена (более подробно – в очерке «Фильмы Вильяма Козлова – 4» от 20.02.2013).
 
Из писем Вильяма Козлова:
«21 декабря 1974 г. Мой «Президент» вернули на доработку из Свердловска, 1-й вариант…»
 
«23 августа 1976 г. С кино дело лопнуло: хотят навязать соавтора, а я на это не пойду. Значит, закроют лавочку. И чёрт с ними!..»
 
Вот так, ничем завершилась попытка экранизации «Президента». При более благоприятном стечении обстоятельств киновариант повести мог встать в один ряд с «Неуловимыми», «Кортиком» и «Бронзовой птицей».
 
Вильям Козлов, роман «Когда боги глухи», 1987 г. (прототипом Вадима Казакова является сам автор):
«В ресторане народу было мало, с улицы сюда проникал рассеянный свет, слышался шум проезжающих машин… За квадратным столом сидели Вадим Казаков, Виктор Яковлевич Лидин, Николай Ушков. Нынче утром они ввалились к Вадиму, Николай представил Лидина как члена художественного совета киностудии, мол, он, Ушков, рассказал тому, какой талантливый человек Казаков, дал почитать в рукописи детскую повесть, в общем, Виктор считает, что по ней можно поставить хороший фильм… И вот они в ресторане… На вид Лидину лет тридцать пять, по его фигуре сразу видно, что он любит вкусно поесть и выпить. Движения его рук размеренны, коньяк он пил не залпом, а интеллигентно — маленькими порциями.
— Вообще ты, Вадим, способный человек, — легко перешел он на «ты». — Но одно дело написать повесть, а другое — сценарий для студии. Кто ты для кино? Кот в мешке. Может получиться фильм, а может — провал! Кино — это, Вадим, лотерея: можно «Волгу» выиграть, а можно и ни с чем остаться…
Николай пил коньяк и больше помалкивал…
— Заключите с Казаковым договор, — вставил он, скатывая в трубочку бумажную салфетку. — Он ведь может отдать свою повесть и на другую киностудию.
— Так там его и ждут с раскрытыми объятиями! — рассмеялся Лидин. — Кино — это золотая жила. В кино рвутся многие: великие и невеликие. Сценариев — горы, а…
— Фильмов хороших что‑то мало, — прервал его Ушков.
— Верно, — кивнул Лидин. — А почему? Потому, что всякими правдами и неправдами проталкивают на экраны разную халтуру! В кино без знакомства не пробьешься. Многие пишут, но, как говорится в Библии, народу много, а избранных мало… Короче говоря, Вадим, … ты встаешь на трудный, каторжный путь… И если тебе я не помогу, никто фильма по твоему сценарию не поставит, если даже он будет гениальным. У кино свой мир, свои законы…
— Кто же их устанавливает? — впервые открыл рот Вадим.
— Мы, — скромно ответил Лидин. — Те, чьи фамилии даже в титрах не появляются. Десятки разных инстанций должен пройти любой сценарий, прежде чем будет утвержден. А такие, как я, проводят сценарии между Сциллой и Харибдой. Видел, как плотогоны сплавляют бревна? Стоит на плоту человек с багром и ловко отталкивается от берегов, других бревен и наконец выводит свой плот на чистую воду… Так вот я на киностудии и есть тот самый плотогон…
— Что же я должен делать? — спросил Вадим. Он ничего толком не понимал, весь этот разговор казался каким‑то бредом. Но Лидин не производил впечатления дурака.
— Ты? — насмешливо взглянул на него Виктор Яковлевич. — Ничего. Смотреть мне в рот и слушаться во всем. Плотогон‑то я, а ты, Вадик, всего‑навсего бревно.
— Бревно? — опешил тот, не зная, рассердиться ему или рассмеяться… - Честно говоря, я ни черта не понимаю, — признался Казаков. — Плотогоны, бревна, быстрина… Чепуха какая‑то!..
— Думаете, мало у нас профессиональных сценаристов? Пруд пруди. Так мы скорее их будем экранизировать, чем новичка, которого никто не знает. «Ищем таланты!» — это только красиво звучит в телевизионных постановках. Конечно, от режиссера зависит — получится фильм или нет, но до работы с режиссером ой как еще далеко! Заявки на сценарии утверждает редакционный совет, то есть мы, члены совета. Хотим — пропустим, хотим — зарубим… Если ты хочешь прикоснуться к кино, придется и тебе научиться играть свою роль… — заметил Лидин. — В кино все играют: члены худсовета, редакторы и даже бухгалтеры! Что поделаешь, кино — массовый вид искусства…
Ушков подмигнул Вадиму, мол, не возражай, а слушай, поднялся из‑за стола и пошел покурить в вестибюль. Проводив его задумчивым взглядом, Виктор Яковлевич налил из графинчика с золотой полоской коньяку и, приблизив свое толстое лицо к Вадиму, негромко произнес:
— Я напишу заявку, постараюсь ее протащить через худсовет, а за это мне — тридцать процентов.
— Каких процентов? — вытаращил на него глаза Казаков.
— Тридцать процентов авторского гонорара, — трезвым голосом продолжал тот. — Это еще по божески, другие берут половину.
— И все… дают проценты? — деревянным голосом спросил Вадим.
— Ты еще не «все», — весомо заметил Лидин. — Ты — ноль без палочки. Я уже говорил: кот в мешке. А я пробью сценарий на студии — понял ты, юное дарование, как утверждает мой старый приятель Ушков.
— Кажется, понял…
Чувствуя, как к щекам приливает жар, Казаков поднял свою рюмку и выплеснул остатки коньяка в наглое лицо Лидина. Медленно встал из‑за стола, пошел к выходу.
— А деньги? — остановил его тот.
Вадим достал из кармана три десятки и швырнул на стол…»
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ
 
В книжных магазинах «Президент» не залёживался, поэтому в 1977 году его переиздали уже в пятый раз. Начиная с третьего издания (1971 г.) текст повести заканчивался словами: «Конец первой книги». Таким образом, автор вселял в читателей надежду на продолжение.
Вильям Козлов (послесловие к роману «Ветер над домом твоим», 1983 г., стр. 583):
«Судя по количеству писем, присланных в газету, повесть ребятам понравилась. Когда мне в редак­ции показали кипы писем, я понял, что и за го­ды не сумею на все ответить, тогда я ответил читателям через газету. Тронутый вниманием ребят, я рассказал, как создавалась эта повесть, даже указал ад­рес и географическую точку. Впоследствии ребята нала­дили переписку с героями повести... В конце своего выступления я пообещал ре­бятам написать продолжение повести, потому что в своих откликах они настоятельно просили рассказать о дальней­шей судьбе полюбившихся им героев. Не все наши обещания сбываются: я увлеченно работал над новыми произведениями, «Президент» все дальше отодвигался. Прошли годы, и я вообще забыл о своем обе­щании, однако юные читатели не забыли. До последнего времени в издательство приходили письма, в которых ре­бята спрашивали, когда же выйдет продолжение «Прези­дента». Кстати, спрашивали уже новые поколения читате­лей, - те, кто познакомился с первым изданием «Прези­дента», давно стали взрослыми. И я, отложив все дела, в конце концов взялся за про­должение повести... В 1979 году вышла в свет в издатель­стве «Детская литература» книга под названием «Прези­дент не уходит в отставку». Я сдержал свое слово перед читателями. И по тому, что они сейчас пишут в издатель­ство, к своей радости, понял, что не обманул их ожиданий, хотя очень сильно сомневался: получится ли удач­ной вторая книга? Мы, писатели, знаем, что продолжение редко бывает лучше первой книги...»
Незадолго до этого Вильям Козлов уже написал продолжение одной из своих ранних повестей. В 1976 году вышел его роман «Приходи в воскресенье». В центре романа - Максим Бобцов, главный герой повести «Я спешу за счастьем» (1963), вернувшийся двадцать лет спустя в родной город Великие Луки, чтобы возглавить крупный завод железобетонных изделий, и встретивший старого друга Николая Бутафорова, когда-то, как и он, студента железнодорожного техникума, а теперь - второго секретаря горкома партии. Друг вновь выручает Максима в сложной ситуации и помогает ему осуществить задуманное. Прототипом Максима Бобцова в повести «Я спешу за счастьем» стал сам Вильям Козлов, а Николая Бутафорова - небезызвестный вам Николай Бутрехин, с которым они подружились в конце войны, вернувшись в освобождённые от немцев Великие Луки.
И вот в 1979 году, через пятнадцать лет после «Президента Каменного острова», вышло продолжение повести под названием «Президент не уходит в отставку». В нём действуют те же главные герои – Тимофей Сорокин, Гарик, Алёнка и Серёжа. Все они теперь живут в Ленинграде. Со времени событий первой книги прошло три года.
Сорока отслужил в десантных войсках, работает слесарем на станции автотехобслуживания и учится на первом курсе вечернего отделения Лесной академии. Гарику не хватило одного балла, чтобы поступить в Кораблестроительный институт, он готовится поступать снова, а пока работает токарем на Кировском заводе. Серёжа заканчивает девятый класс. Алёна - второкурсница режиссёрского факультета института культуры (на выбор её профессии, очевидно, повлияло знакомство Вильяма Козлова с молодыми актрисами на съёмках фильма по его сценарию).
Основная сюжетная линия книги противопоставляет двух героев-антиподов - принципиального Сороку и самовлюблённого Бориса Садовского - Длинного Боба, избалованного вниманием девушек, любителя красивой жизни.
В коллективе станции техобслуживания Сорока борется с нечистой на руку компанией Длинного Боба. Боб, к тому же, становится причиной гибели на мотоцикле друга Сороки - Саши Дружинина во время их дежурства в добровольной народной дружине. Сорока по счастливой случайности остаётся жив.
Гарик осуществляет свою мечту - покупает разбитый «Запорожец», вместе с Сорокой они ремонтируют его и, взяв Алёну и Серёжу, едут на Островитинское озеро. Детдом оказывается закрыт, усадьба заброшена и разорена, как и неприступный когда-то остров.
В. Козлов «Президент не уходит в отставку»:
«Прислонившись спиной к сосне, он стоял на вышке, где посередине был проломлен настил, и смотрел на озеро… Уж в который раз он окинул взором расстилавшийся внизу остров. Тот самый остров, на котором он провёл два счастливых года. Мало что осталось от былой мальчишеской республики. Разрушена спортивная площадка, даже выворочены брёвна, на которых были подвешены баскетбольные корзинки для мячей, сожжена на кострах шведская стенка, сделанная ребятами из сухих берёзовых жердин, от центрифуги осталось лишь большое поворотное колесо с расшатанными зубьями. Вот два столба с металлической перекладиной сохранились. Цел и деревянный дом, их бывший штаб. На крыше даже торчит антенна, а вот стёкла выбиты. Под оконными проёмами блестели мелкие осколки. Замаскированный ход в потайную бухту давно раскрыт, ворот и тележное колесо затоплены у самого берега. Теперь, кто хочет, может запросто попасть на остров».
 
Там же, на озере, по дороге из Ленинграда в Москву, останавливается и компания Бориса Садовского - Длинного Боба. Сороке вновь приходится встать на защиту озера от браконьеров, в том числе, от Боба, добывающего рыбу варварскими капканами на жерлицах, а также убившего ручную доверчивую косулю.
В. Козлов «Президент не уходит в отставку»:
«…Он знал о Борисе то, чего ещё не знала Алёна. Такой человек способен на всё. В этом Сорока ещё на станции техобслуживания убедился… Несколько раз приходила в голову мысль рассказать девушке о том, как герой её романа убил ручную косулю. Ту самую, которую Алёна когда-то целовала и носила на острове на руках…»
 
Здесь Вильям Фёдорович допустил ряд неточностей. Закрывающаяся с помощью ворота потайная бухта, баскетбольная площадка со шведской стенкой, как и косуля - всё это из сценария несостоявшегося фильма. А в первой книге остров и его четвероногие обитатели выглядят иначе.
В первой части «Президента» рассказ ведётся от лица мальчика Серёжи, во второй – уже от автора, потеряв, к сожалению, прежний чудесный юмор. Очевидно, автор пошёл на это потому, что первая книга адресована читателям младшего и среднего школьного возраста, вторая же рассчитана на старшеклассников, поскольку основная тема продолжения - это отношения повзрослевших героев. Любовная линия сюжета, правда, столь запутана, что не сразу удаётся в ней разобраться.
Сорока корректно нейтрален с Алёной, зато пытается ухаживать за новой знакомой Ниной. Отвергнутый Алёной Гарик переключает своё внимание на более уступчивую Нину. Та, в свою очередь, неравнодушна к Борису Садовскому. В него же влюбляется и Алёна, готовая с ним, по её словам, на край света. Видя, что проигрывает в этом соперничестве, Нина решает принять ухаживания Гарика.
Алёна признаётся Сороке, что именно его холодность к ней - причина того, что она влюбилась в Садовского, но он и после этого ведёт себя вежливо-отстранённо. И, даже признавшись ей в любви, сохраняет дистанцию, а Алёна продолжает встречаться с Борисом.
Гарик женится на Нине, работающей в комиссионном магазине, и начинает погружаться в «мещанское болото», «отупев» после свадьбы, по словам Сороки. В конце Гарик всё же делает правильный выбор - стряхивает с себя эти путы, а Нина, на удивление, понимает и поддерживает его.
Алёна пытается порвать с Садовским, но тот, привыкший, что девушки бегают за ним, и оскорблённый отказом, преследует её. Сорока, в своё время не удержавшийся от того, чтобы ударить Длинного Боба за смерть косули, на сей раз не предпринимает ничего, чтобы оградить от него Алёну. Только похищение её Бобом подталкивает Сороку к действию. В погоне очень кстати оказывается Гарик со своим «Запорожцем». Лишь когда Алёну удаётся вырвать из рук похитителей, отношения между ней и Сорокой, наконец, приходят к тому, чего так долго ждут читатели.
 
Первая книга, бесспорно, является приключенческой, продолжение же скорее относится к обычной жизнеописательной прозе, так называемому жанру городского романа, как и большинство произведений Вильяма Козлова, начиная с его романа «Солнце на стене» (1969). Вообще-то, такое не принято в литературе, - Александр Дюма писал «Двадцать лет спустя» в стиле «Трёх мушкетёров», а не в стиле «Вишнёвого сада» Чехова.
В продолжении «Президента» автор хоть и оставил главного героя Сороку идеально бескомпромиссным, «без единого пятнышка», но лишил его роли командного лидера и вернул в излюбленное амплуа героя-одиночки. Даже Гарик обижается на Сороку за то, что тот один сражается с браконьерами и кидается вызволять из плена Алёнку.
Нет в продолжении ни сплочённой отважной команды республики Каменного острова, ни духа романтики и приключений. Нет интриги, завесы тайны, постепенно приоткрываемой на протяжении повествования, как, например, в первой книге - тайна острова и поиски правнука легендарного героя.
Нет у героев во второй книге и большой цели. Не сбываются ожидания читателей, надеявшихся, что целеустремлённые мальчишки с острова непременно станут космонавтами или уж, как минимум, лётчиками. В первую очередь, конечно же, Сорока. В судьбе Гарика никак не нашло отражения героическое прошлое его предков – партизана прадеда, кавалериста деда и военного лётчика-испытателя отца. Автор сложил судьбы героев гораздо прозаичнее и обыденнее.
Ситуация напоминает типичный кризис героев-фронтовиков, вернувшихся с войны. Там каждый свой день они проживали «на грани», завоевали награды и победу, а в мирной жизни не смогли найти занятия столь же яркого и значительного, способного дать им ощущение своей нужности и исключительности. Многие испытали подобное после победы 1945-го, а герои 1812-14 годов в декабре 1825-го вышли на Сенатскую площадь под лозунгом освобождения России от власти чинуш.
То, что Вильям Козлов во второй книге не смог найти своим героям ярких героических дел, говорит только об одном, - в мирной советской действительности тех лет неоткуда было черпать острые сюжеты. Жизнь общества была на редкость спокойной и гармоничной, без каких бы то ни было катаклизмов. Проблем острее, нежели мелкое взяточничество на станции техобслуживания или браконьерство на дальнем глухом озере, не существовало. Это нынешним писателям раздолье – алчные олигархи и банкиры, продажные политики и министры, менты-оборотни и бандиты-киллеры, – реалистичные сюжеты на любой вкус. Выбор, с кем бороться положительному герою, огромен.
Повесть «Президент не уходит в отставку» вышла в самом конце 1979 года – подписана к печати 11 ноября. Через полтора месяца, 25 декабря начался ввод советских войск в Демократическую республику Афганистан. Задержись работа над рукописью на год, и сюжет повести мог стать совсем другим. Тем не менее, судя по отзывам в Интернете, читатели были рады новой встрече с полюбившимися им героями.
Вильям Козлов продолжал летом приезжать в Куженкино. Выбирался и на Островитинское озеро, на Каменный остров. Но время идёт, и перемены не всегда радуют.
В послесловии к повести «Президент не уходит в отставку» говорилось:
«- А посему здесь, на Островитинском озере, - рассказывает Вильям Фёдорович, - и родилась у меня идея написать повесть «Президент Каменного острова». Многие ребята, с которыми я встречался, стали ге­роями этой повести. Но такова уж профессия писателя: не обошлось без вымысла и фантазии. Поэтому, когда читатели пишут мне письма и про­сят сообщить точный маршрут до этого озера - многие хотят во время каникул совершить пешее путешествие на озеро, - я становлюсь в тупик! Республики-то на острове нет, да и детдома уже давно нет. Пустым сто­ит сейчас и красивый княжеский дворец... Лишь вездесущая местная ребятня делает сюда свои увлекательные вылазки...»
 
 
Здание Ильятинского детского дома. 1978-79 г.
 
Действительно, в 1970 году интернат закрыли, ребят распределили по другим детским домам Калининской области в Вышний Волочёк, Осташков и т.д. Только попав туда, ребята поняли, в каком райском уголке им довелось жить. Вместо необыкновенного дома с лепными потолками они теперь видели унылые стандартные постройки, а взамен живописной местности с парком и озёрным простором - скромный садик, окружённый забором.
Когда-то красивый старинный дом в Межутоках стоял теперь разорённый, с разбитыми окнами.
Технический прогресс проявился не только в медицине, сельском хозяйстве и освоении космоса. Браконьеры тоже стали технологически более вооружёнными. Если в «Президенте» Федя Гриб глушил рыбу начинённой порохом шашкой, то в продолжении «Президента» описано «нововведение» в рыбалке, так называемая «электроудочка».
Рыбу теперь били током от бензинового электрогенератора или ещё проще - бросив проволоку на провода линии электропередачи, проходившей по берегу. Это варварское оружие. Помимо крупной рыбы, нужной рыбакам, гибла поголовно вся мелочь. За несколько лет Островитинское озеро заметно оскудело. Теперь прожить пару недель на Каменном острове лишь за счёт спиннинга стало проблематично.
 
Умерла бабушка Вильяма Козлова, сложнее стало делить с родственниками пространство в старом любимом доме в Куженкино, построенном дедом ещё в начале века. Осенью 1977 года Вильям Козлов купил дом в деревне Прудок под Великими Луками и с тех пор бывал в Куженкино только редкими наездами на день-два по пути из Ленинграда в Москву или обратно. Выступал на встречах с читателями в городской библиотеке Бологое, в куженкинском клубе, встречался с родными и знакомыми. На Островитинском озере и Каменном острове ему побывать больше не довелось.
Но эти чудесные места так глубоко запали ему в душу, что и в более поздних своих книгах он регулярно возвращался к ним.
 
Вильям Козлов, роман «Маленький стрелок из лука», 1981 г., стр. 90:
«- Запускаюсь в производство, брат, - вздохнул Ва­силий… Он, наконец, будет ставить двухсе­рийный художественный телефильм… - Кирилл, не зна­ешь такого тихого тургеневского уголка с белым камен­ным домом? И чтобы колонны были.
- Знаю, - ответил Кирилл.
- Наверное, назовешь Гатчину или Красное Село? - с сомнением посмотрел на него Василий.
- В Калининской области есть такая усадьба... По­годи, как же эта деревня называется? Ильятино Бологовского района. Мы там были два года назад. Вспом­ни остров, красивое озеро, а на высоком берегу двух­этажный белый дом с колоннами... Чем тебе не турге­невская усадьба? Там до революции и жил какой-то граф или князь... Ты еще на этом озере двухкилограммо­вого леща поймал на зимнюю удочку?
Широкое побагровевшее лицо Иванова расплылось в счастливой улыбке. Русая борода его буйно спускалась на грудь, теперь она у него была короче. Он обвел всех синими сияющими глазами и снова повернулся к прия­телю.
- Кирилл, ты гений! - почти шепотом выдохнул он. - Это то, что нужно! - он звучно шлепнул себя ладонью по лбу: - Как я мог забыть это озеро? Завтра же с оператором и художником еду туда!
Он двинул Кирилла кулаком в плечо, и тот чуть со стула не свалился.
- Это именно то, что надо... - … го­ворил Василий. - Где-то в подсознании всплывал у меня этот дом, но вспомнить так и не смог... - он вдруг вместе со стулом повернулся к Кириллу, в глазах тре­вога: - А не могли его это... снести? У нас такое бы­вает?
- Успокойся, - улыбнулся Кирилл. - Графский дом взят под охрану государства.
- Гора с плеч, - не мог успокоиться Василий. - Снимать картину буду там, и только там!..»
 
Вильям Козлов, роман «Когда боги глухи», 1987 г., стр. 45:
«Перед ними расстилалось огромное озеро с пышными зелеными островами, загубинами и камышовыми заводями. Называлось оно Белым. За старым парком торчали из воды черные сваи, там когда-то был господский садок для рыбы. На живописном холме белело большое двухэтажное здание - бывшая княжеская усадьба. На фасаде выше окон с гипсовой лепкой цветными изразцами выложена царевна‑лебедь, выходящая из воды. Кое-где облицовка осыпалась, краснела кирпичная кладка. Ближе к берегу раскинулись приусадебные постройки. Крыша длинного скотного двора провалилась посередине, у низких квадратных окон темнели кучи навоза. Редкие высокие облака просвечивали на солнце, на озере то и дело всплескивала рыба…»
 
 
Мозаика на фасаде усадебного дома в Межутоках
 
В романе «Сотвори себя», изданном в 2004 году, Вильям Федорович решил своего героя, выросшего в детдоме, спустя годы вернуть в те же края - на озеро и Каменный остров. Комиссованный по ранению в Чечне военный лётчик Артём Леонтьев возвращается туда и начинает жить на берегу озера в деревянном доме, завещанном ему умершим воспитателем Ильинского детского дома Михаилом Андреевичем Абрамовым…
 
Вильям Козлов, роман «Сотвори себя», 2004 г., стр. 18:
«Выписавшись из госпиталя, Леонтьев по воинскому билету в плацкарт­ном вагоне из Симферополя поехал в Бологое, от которого было, как го­ворится, рукой подать до Ильино…
Покончив с уборкой, Артем первым делом обошел все окрестности. Белокаменное здание бывшей барской усадьбы, в которой много лет раз­мещался детдом, сохранилось в целости. Теперь здесь была турбаза, при­надлежащая районной администрации. Двухэтажный особняк с колонна­ми и зеленой башенкой стоял на холме, перед ним раскинулся большой лесопарк с огромными вековыми деревьями. С трех сторон он омывался озером. С берега был виден Каменный остров. Он всего-то в полкило­метра шириной и с километр длиной. И тоже был холмистым и заросшим соснами, елями, березами. Всегда зеленый, он, казалось, так и стремил­ся ввысь к небу. Детдомовцы любили от парка до него наперегонки пла­вать. Рыбаки не останавливались там на ночь, не разжигали костров, потому что причалить к острову было не так-то просто: высокие, обрывис­тые берега, подступы к которым были заболоченными. Ребята, конечно, знали проход в камышах. Туда они причаливали на детдомовской лодке…»
 
Технический прогресс проявился не только в полётах в космос, медицине и сельском хозяйстве. И браконьеры вооружились технологически более совершенными средствами. Если в «Президенте» Федя Гриб глушил рыбу начинённой порохом шашкой, то в 70-80-е годы браконьеры научились использовать так называемые «электроудочки». Рыбу били током от бензинового электрогенератора или ещё проще - бросив проволоку на провода линии электропередачи, проходившей по берегу. Это было варварское оружие. Помимо крупной рыбы, нужной рыбакам, гибла поголовно вся мелочь, поэтому за несколько лет Островитинское озеро заметно оскудело. Пожалуй, прожить пару недель на Каменном острове только за счёт своего спиннинга теперь уже стало проблематично.
 
К старой усадьбе, к счастью, судьба повернулась лицом. В начале 80-х за её восстановление взялось ленинградское предприятие «Орион», выполнявшее монтаж оборудования связи, управления и охраны стартовых позиций и командных пунктов бологовской ракетной дивизии. В Выползово постоянно находилась многочисленная бригада ленинградцев, прокладывающая десятки километров кабеля по полям, лесам и болотам, и наличие под боком базы отдыха, где они, оторванные от дома, могли проводить выходные, было очень кстати. Постепенно территория и особняк приобрели жилой вид. Были построены электроподстанция и котельная, пробурена артезианская скважина и проложена канализация. В доме оборудовали номера с ванными комнатами и туалетами, горячей и холодной водой. Учитывая профессиональную специфику предприятия, даже соединили телефонной связью все номера жилого корпуса и администрацию! Закупили лодки и катамараны. Вместо сгнившего деревянного моста через протоку, соединяющую озёра Островито и Немегу, построили железобетонный, основательный. Усадьбе Межутоки (так зовётся это старинное место) повезло гораздо больше других «дворянских гнезд», - бологовские усадьбы Заключье и Тимково с каждым годом разрушаются все сильнее.
 
 
Восстановленная усадьба Межутоки
 
В большом коллективе «Ориона» не было отбоя от желающих выехать летом из душного Ленинграда на благословенные валдайские просторы. За 80-е годы выросло новое поколение влюблённых в это чудесное место, щедро одаривающее каждого тёплым солнцем, озёрными просторами, запахами леса и трав, грибами и ягодами. Правда, мало, кто из новых обитателей усадьбы знал, что их любимое место описано в популярной детской повести.
 
По замыслам орионовцев на базе намечалось построить кинозал, ресторан и спортивный зал. К сожалению, ветры перестроечных перемен не дали осуществить задуманное. С 1991 по 1994 год по воле двух наших первых президентов, активно «сдававших» нашу страну врагу, все шахтные пусковые установки Бологовской дивизии уничтожили - ракеты порезали на металлолом, а шахты взорвали под бдительным контролем американцев. 90-е стали для «Ориона» годами борьбы за выживание. Тут было не до развития базы отдыха. Исчезли профкомы, оплачивавшие работникам своих предприятий большую часть стоимости путёвок, и поток отдыхающих в Межутоках заметно иссяк. У «Ориона» не было средств, и базе приходилось выживать «на подножном корму».
 
 
Взорванный в начале 90-х подземный командный пункт (ПКП) одной из стартовых позиций ракет Бологовской дивизии РВСН
 
В 2000-х жизнь базы стала налаживаться, - уровень жизни в стране вырос, а благодаря сайту о базе узнало больше людей. Отдыхающих прибавилось. Администрации удалось улучшить условия проживания, хотя проблем, конечно же, ещё хватает.
 
Место действительно замечательное. Здесь любой найдёт себе дело по душе. Кто-то купается и загорает, кто-то рыбачит и охотится, кто-то собирает грибы и ягоды. Двое моих друзей увлечены азартным занятием – поиском древностей посредством металлоискателя. Новгородская земля, по которой шли торговые пути, до сих пор набита монетами всех веков, начиная со времён Ивана Грозного. Мне самому история интересна в другом виде, - удалось восстановить прошлое усадьбы, найти потомков её прежних владельцев, о чём я и написал книгу «Каменный остров. История усадьбы Межутоки».
 
 
Межутоки. Берег Островитинского озера.
 
На сайте базы, который существует с 2005 года, в 2006-м появилась страничка «Клуб любителей книги «Президент Каменного острова»». По отзывам на ней видно, как радуются поклонники Вильяма Козлова, сделав для себя открытие, что место, описанное в повести, существует в реальности. Многие приезжают в Межутоки, чтобы увидеть всё своими глазами.
 
В 2009 году ушёл от нас Вильям Фёдорович Козлов.
В 2011 году на берегу озера прошёл слёт, посвященный его памяти и его «Президенту».
 
Конечно же, книга есть книга, а жизнь есть жизнь. И они сильно отличаются друг от друга. Писателю многое приходится идеализировать, а положительных героев – просто выдумывать, поэтому светлая повесть сильно контрастирует с грубой реальностью.
 
Вот, что пишет Вильям Козлов о своих братьях, ставших прототипами главных положительных героев «Президента», в своём автобиографическом романе «Они всегда рядом», стр. 269:
«Самый младший брат Валерка…, как и Генка, увлекался рыбалкой, Виктору не нравилась жадность братьев – они готовы были и сетями, и кружками, и капканами выловить всю рыбу в озере. Тяга к браконьерству у них у обоих осталась на всю жизнь…»
 
Да и среди военных всегда было больше любителей зачерпнуть рыбу сетью или долбануть толовой шашкой, а не посидеть на тихом озере с удочкой.
 
Недавно одна из бывших воспитанниц Ильятинского детдома написала мне:
«Конечно, приятно, что Вильям написал про детдомовских ребят такую приключенческую повесть, но это не имело ничего общего с той жизнью, которая там была… Я была помешана на собаках. И каждый год из деревни мы с девчонками приносили щенков и пытались их вырастить, пряча на чердаках или в землянках. Как-то свою собаку «Верный» я вырастила до года. Она у меня жила на водонапорной башне, что была рядом с домом. Каждое утро я видела ее из бокового окна спальни. Василию Васильевичу (директор детдома) нравился мой пес, и он не возражал… Потом мальчики – живодеры, такие были среди нас, убили мою собаку, и мы с ними передрались…»
 
«Я, конечно, отлично понимаю, что события книжки имели мало общего с реальной жизнью интернатских детей. Но и красивая сказка должна быть в нашей жизни, без этого скучно», - ответил я.
 
Пожалуй, только потомков Феди Гриба и Свища в этой жизни ничего не берёт. Вильям Фёдорович и сегодня нашёл бы в здешних краях множество персонажей подобной породы, годящихся в прототипы антигероев его произведений. Многие из них в гораздо более чудовищных масштабах, по сравнению со своими предшественниками, уничтожают леса, поля и озёра, предают людей и чистят их карманы, при этом, уютно обосновавшись в административных и депутатских креслах. Хватает мошенников и пожиже.
 
Но здесь же, в Межутоках, Куженкино и Бологое я узнал и немало чудесных людей, общение с которыми доставляет радость и заряжает оптимизмом.
 
Один из героев этого очерка, когда мы с ним занимались сугубо прозаическим делом (грузили машину, отправляясь на его дачу открывать дачный сезон), задал мне вопрос: «А стоит ли ворошить дела давно минувших дней? Зачем тебе тратить на это время?», на что я ответил: «В нашей жизни есть такое бессчётное число занятий, позволяющих с отменной эффективностью бесцельно убивать часы, дни и годы нашей жизни, что время, проведённое в общении с хорошими людьми, ни в коем случае нельзя считать потраченным зря».
 
Спасибо писателю, подарившему такую возможность.
Алексей Матвеев

 Назад


Клуб «Президент Каменного острова»

сделано в Logic Systems